Kursovaya (4)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Читинский институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

«Байкальский государственный университет»

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и управления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

»

на тему:

«Основные направления и особенности государственного регулирования регионального развития»

 

 

 

 

 

: Абаджян Андраник ГМУ-13

Куловеров Александр ГМУ-13

Руководитель: Криклевская Л.Ю

 

 

 

7

:

 

 

 

 

 

Введение

периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования регионального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики. Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования регионального развития в РФ.

Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.

Целью курсовой работы является изучение особенностей государственного регулирования регионального развития в РФ. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

ыявить сущность, цели и принципы государственного регулирования регионального развития в РФ;

зучить особенности государственного регионального развития в России;

зучить бюджетный федерализм в России как экономический механизм государственного регулирования территориального и регионального развития;

сследовать предпосылки стратегического развития Ульяновского региона.

ирования регионального развития Забайкальского края.

Объект исследования — процесс влияния государства на деятельность других субъектов хозяйственной деятельности при осуществлении государственного регулирования экономики.

При написании работы использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, метод обобщения.

 

 

 

 

 Сущность и содержание государственного регулирования регионального развития

1.1 Сущность понятия «региональное развитие»

и Монголии.

В современной экономической и политической практике в большинстве случаев в качестве регионов выступают всё-таки субъекты Федерации.

о-первых, регион — это территориальное явление;

о-вторых, регион — часть целостной социальной и административной системы, поэтому он должен обладать ее основными чертами, но не сводиться к ним;

-третьих, регион должен иметь замкнутый воспроизводственный цикл и определенную экономическую специфику;

циальная сфера, сбалансированы.

характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками обычно рассматривают и социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, позволяющими оценить степень развития любого региона.

Другими словами, под развитием следует понимать качественное изменение состава, связей (т.е. структуры) и функционирования системы, или, кратко — любое качественное изменение системы.

По своей сути развитие представляет собой комплекс изменений, посредством которых ориентированная на удовлетворение основных потребностей и запросов отдельных людей и групп населения экономическая система движется от состояния всеобщей неудовлетворенности к новым более благоприятным материальным и духовным условиям жизни.

 

в

.

Под государственным регулированием регионального развития понимают воздействие на экономическую, финансовую, социальную, инвестиционную и другую деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях устойчивого и сбалансированного функционирования регионов, повышения уровня жизни населения. Государственное регулирование регионального развития осуществляется в целях реализации принципов федеративных отношений и обеспечения целостности Российской Федерации. Основными задачами государственного регулирования регионального развития являются:

беспечение условий для повышения уровня жизни населения и для сокращения различий социально-экономического развития в регионах;

ормирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учётом интересов и приоритетов территориального и регионального развития;

оздание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов;

одействие развитию условий формирования территориальной структуры экономики Российской Федерации на основе использования ресурсов регионов;

оздание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении федеральных и региональных проблем социально-экономического развития Российской Федерации.

Государственное регулирование регионального развития осуществляется на основе следующих принципов:

осударственная и территориальная целостность Российской Федерации;

авноправие между субъектами Российской Федерации и в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации;

огласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

динство системы государственной власти в Российской Федерации;

азграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

амостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

авенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации;

чёт интересов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

мест их компактного проживания.

федеральном уровне регулирование территориального развития в основном осуществляется в виде государственной поддержки или помощи отдельным регионам. Помощь может быть правового, финансового, экономического характера, но, в общем и целом это поддержка в качестве основных своих целей предполагает:

тимулирование развития территории;

ктивизирование социальной мобильности населения в регионах (организованная миграция);

оздание условий для становления социально значимых полюсов роста;

перативное реагирование на образование различных бедствий.

:

Рисунок 1 — Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

дерации имеет следующие формы:

й обеспеченности субъектов РФ;

ие отдельных целевых расходов;

бюджетные кредиты;

сполнении бюджета субъекта РФ.

бя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (рисунок 1), предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются правительством РФ.

:

Рисунок 2-Виды финансовой помощи.

.

:

Определение душевого дохода (собственных доходов и отчислений от регулирующих доходных источников) консолидированного бюджета каждого субъекта Российской Федерации

Определение индекса бюджетных расходов, позволяющих привести удельные бюджетные доходы субъектов Российской Федерации к сопоставимым условиям (прожиточный минимум, бюджетная обеспеченность, соотношение расчетных доходов и расходов и т. д.)

Приведение с помощью индекса бюджетных расходов доходных показателей бюджетов субъектов Российской Федерации к сопоставимым условиям

.

“Государственная поддержка сельского хозяйства Забайкальского края”. Приказ Министерства сельского хозяйства Забайкальского края от 27 марта 2017 года № 90 «О создании конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы»

 

 

2. Государственное регулирование регионального развития, осуществляемое федеральным центром

2.1 Главные особенности регионального регулирования в России

Региональная политика в России учитывает следующие особенности, которые определяют специфические черты во взаимодействии Центра и регионов:

Россия имеет самую большую в мире территорию и огромный многоресурсный экономический потенциал;

Россия — многонациональная страна;

Существует резкая дифференциация в природно-климатических, экономических условиях, уровне жизни населения и др.;

Разные стартовые условия регионов при переходе централизованной системы управления к рыночным отношениям хозяйствования.

(опорные) и проблемные регионы.

Государственная региональная политика в опорных регионах направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, всемерной активизации экономической деятельности с учетом имеющихся здесь благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего в современные отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями.

Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики постиндустриального типа, формирования наукоемких, высокопроизводительных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг.

Среди механизмов регулирования социально-экономического развития опорных регионов важнейшая роль отводится широкому использованию потенциала частно-предпринимательских, особенно коллективной (акционерной), форм рыночного хозяйствования при ограничении прямой государственной помощи. Государство призвано посредством налоговой и кредитной политики поощрять акционерный бизнес. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты могут стать здесь важнейшими рычагами хозяйственно-предпринимательской активности.

собого стратегического значения.

конкретные части областей, краев и республик в составе России, что позволит оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации.

Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействие инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовке кадров с целью обеспечения доступа к действующим каналам финансовой помощи.

Отстающие в экономическом отношении регионы характеризуются чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом по сравнению с основной массой регионов страны. В ряде регионов, относимых к этой группе, социально-экономическая ситуация усложняется политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами.

Основными путями решения этих проблем являются: осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников на новое строительство, главным образом в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной, общехозяйственной и социальной), а также стимулирование частных капиталовложений в отдельные секторы экономики посредством льготных кредитов и налогов. Для регионов с крайне низким уровнем бюджетной обеспеченности разрабатываются программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений. Слаборазвитые регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики.

процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), решаются с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы распространяются меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.

 

.

Правовые основы регулирования регионального развития обеспечивают регламентацию задач и условий территориального регулирования. Правовой основой государственного регулирования peгионального развития Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые основы обеспечивают достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, укрепление государственности в Российской Федерации, совершенствование федерализма, создание условий для более эффективного и гармоничного развития регионов Российской Федерации и обеспечение роста благосостояния населения. Конституция РФ закрепляет федеративное устройство государства. Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации. Законодательством установлен порядок эксплуатации природных ресурсов и охраны природы, использования трудовых ресурсов и социальной поддержки населения, реализации научно-технического и производственного потенциала. К этим законам относятся Закон «О недрах» (15 июля 1992 г.), Закон «О соглашениях о разделе продукции» (30 декабря 1995 г.), Водный кодекс Российской Федерации (16 ноября 1995 г.), Лесной кодекс РФ (29 января 1997 г.), Закон «Об охране атмосферного воздуха» (4 мая 1999 г.), Земельный кодекс Российской Федерации.

Кроме федерального законодательства социально-экономическое развитие регионов регулируют законодательно-нормативные акты, принятые регионами:

системе органов управления на своей территории;

порядке подготовки, финансирования и реализации планов, проектов и программ регионального и местного значения;

б участии территориальных администраций в управлении собственностью предприятий и организаций;

б активизации в регионе инвестиционной деятельности;

казании финансовой поддержки предприятиям за счет территориального бюджета;

ресной социальной помощи населению;

рганизации местного самоуправления и его бюджетным устройством.

можно объединить в три группы:

ланирование и прогнозирование;

акро- и микроинструменты региональной политики;

Бюджетно-налоговая система.

Планирование и прогнозирование

Практически во всех странах разрабатываются региональные планы и прогнозы. Основное внимание в них делается на планирование инфраструктуры, развитие городских и сельских территорий в зависимости от страны, охрану окружающей среды. Это связано с тем, что именно в этих областях роль особенно важна.

Планы регионального развития в странах с рыночной экономикой не могут быть директивными, как это было ранее в СССР и других социалистических странах. Они являются рекомендательными. Однако те части планов, которые адресуются государственному сектору экономики, определяют размещение важнейших объектов инфраструктуры и касаются охраны окружающей среды, являются обязательными.

Как правило, построение планов и прогнозов осуществляется с участием его непосредственных исполнителей.

дерации на период до 2020 года».

в котором рассмотрены вопросы инновационной и социальной ориентации регионального развития, формирования центров регионального развития и совершенствования системы государственного регионального управления.

 

.

По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального регулирования можно разделить на две группы:

бщеэкономические регуляторы (или макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях,

егуляторы адресного воздействия (или микроинструменты)

региональной экономической политики представляют собой дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и т.п.) и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной, социальной политики.

Например, для стимулирования экономического роста или поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы.

поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальном и внешних рынках.

В России на начальном этапе экономических реформ активно проводилась линия на широкое использование разнообразных региональных льгот и стимулов. Предусматривалось введение для отдельных регионов пониженных ставок налогов и кредитов, ускоренной амортизации основных фондов, освобождение от уплаты таможенных пошлин и др.

внешнеэкономической деятельности. В 1995 г. большинство региональных льгот было отменено.

В настоящее время сфера применения дифференцированных макроэкономических регуляторов весьма ограниченна.

.

Основным средством государственного регионального регулирования является бюджетная система.

это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между Центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

.

Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

— социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества;

остроительства, в части территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;

оординации разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов;

оординации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов;

осударственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации;

ащиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;

заимодействия с казачьими обществами.

азработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и внесению их в Правительство Российской Федерации на утверждение;

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет функции: по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) в части вопросов, не отнесенных к компетенции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

и и муниципальных образований.

Основой для подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности являются следующие инструменты программно-целевого и бюджетного планирования:

осударственные программы Российской Федерации;

едеральные целевые программы;

боснования бюджетных ассигнований;

едеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

.

.

Стратегической целью развития регионов является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 — 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

секторе предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это — прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 106,4 — 106,5 процента в год.

 

.

Реализация инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего экономического роста.

Принципиально важно решить задачу развития федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.

Процесс направления бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их координация с учетом определенных Концепцией перспективных направлений развития регионов.

Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны определять цели для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности такие программы призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации должно осуществляться на основе следующих принципов:

чет территориальной дифференциации, предусматривающий при расчете трансфертов учет региональных особенностей;

чет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов;

рограммное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации и эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти по реализации программы, а также определить эффективность федеральных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);

автоматически вести к сокращению предоставления федеральной финансовой помощи по определенному направлению).

гионы с дефицитом рабочей силы.

 

Забайкальского края.

В основу долгосрочной социально-экономической политики Забайкальского края поставлены интересы человека, улучшение качества его жизни и создание условий для развития личности.

Стратегическими целями повышения качества жизни населения являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной – улучшение демографической ситуации. Повышение качества жизни будет гарантироваться путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, качественных услуг здравоохранения, образования, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда, гармоничного духовного развития.

Основными направлениями в сфере здравоохранения определены:

силение профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.

Демографическая политика будет проводиться в соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и будет способствовать преодолению негативных демографических тенденций в развитии края. Основными направлениями демографической политики определены:

еализация программы содействия расширению моделей здорового образа жизни, специальные меры по содействию занятости женщин, имеющих детей, программы поэтапной ликвидации рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей;

еализация дополнительных мероприятий по предоставлению доступного семейного жилья и совершенствование инфраструктуры дошкольного образования;

х мер по сбережению населения;

ктивизация работы по привлечению на постоянное жительство в Забайкальский край иммигрантов трудоспособного возраста с целью замещения естественной убыли населения.

Результатом этого станет возможность в максимальной степени снизить сложившийся уровень отставания Забайкальского края в обеспеченности качественными услугами социальной сферы от среднероссийского уровня.

Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала края.

В сфере экологической безопасности и рационального природопользования усилия органов исполнительной власти края будут направлены на создание условий для внедрения экологически безопасных производств, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах

Развитие приграничного сотрудничества, обеспечивающего стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

населения являются факторами, определяющими возможность привлечения иностранных инвестиций и, что особенно важно, заинтересованного российского капитала, осуществляющих бизнес в сфере 32 производства, торговли и логистики.

Развитие этого направления предусматривает реализацию механизма функционирования территорий интенсивных приграничных торгово- экономических отношений. Данный механизм предполагает создание и функционирование в Забайкальском крае до 30–40 территориально и временно ограниченных площадок (зон) промышленного, сельскохозяйственного, строительного и торгового типа с размещением на них предприятий и организаций с иностранным, смешанным и российским капиталом.

В долгосрочной перспективе экономическое развитие Забайкальского края в значительной степени будет определяться динамикой и масштабами его внешнеэкономических взаимодействий. Активное включение в систему мирохозяйственных связей с целью максимизации прямых и косвенных выгод от внешнеэкономических операций должно оставаться одним из важнейших стратегических приоритетов развития Забайкальского края.

иверсификация структуры производства и экспорта края за счет продукции электроэнергетики, горнорудной и лесоперерабатывающей промышленности;

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственное регулирование регионального развития — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Другим инструментом регионального развития стали федеральные целевые программы, направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).

Назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной »региональной» реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства.

 

 

 

Список литературы

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 7 октября 2008года, № 522-пр.

Видяпин В.И. Степанов М.В.. Региональная экономика: Учебник. — М.: ИНФРА-М. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). , 2007, 243с.

Абалкина Л.И. Экономические и социальные проблемы регионального развития/ Под ред. Л.И. Абалкина, В.Л. Квинта. -М.: Наука, 2005. -149с.

.Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. — 2007. — №12.

Николаева И.П.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учебное пособие / Под ред. И.П.Николаевой. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 504 с.

Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозова. — М.: Юнити-ДАНА, 2003. — 519 с.

Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 416 с.

Раевский С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. — Владивосток: Дальнаука, 2006. 76с.

Семенов П., Шульберг Б.М. Новая региональная стратегия // Экономист.- 2004. №6. С.72-76.

Штульберг Б.М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. — М.: Наука, 2003.- 127с.

Шерин В.А.Основы стратегического развития экономики региона (на примере Ульяновской области): Моногрфия.- М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014.-128с.

http://passport.zab-investportal.ru/files/strategy_socio-economic_2030.pdf

https://zabmedia.ru/

 

 

Изд. 2-е — М.: Экономика, 1978. — 340 с.)