finansy_lektsii

 

 

 

 

 

 

 

Лекции по финансам

Студентки группы ЭК-526

Барнагян Виктории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Предмет и метод науки о финансах»

Объективные предпосылки (условия) возникновения финансов.

Предмет науки о финансах. Методология и методы исследования финансовых дисциплин.

 

 

Объективные предпосылки (условия) возникновения финансов.

 

Целью любого экономического развития является удовлетворение потребностей.

отражающие определенные причинно-следственные связи и выражающие теоретическое отражение реально существующих условий экономического развития.

Финансы – это не только объективная экономическая категория, но и историческая категория. Это значит, что эти отношения когда-то возникли при определенных условиях, развиваются и могут так же отмереть при определенных условиях.

, феодальный, рабовладельческий, капиталистический и социалистический.

функционирования финансовых отношений:

тношения, которые складываются между людьми на рынке по поводу купли-продажи с помощью всеобщего эквивалента – денег; реализация товаров осуществляется по цене, в основе которой лежит стоимость; стоимость должна отображать общественно необходимые затраты труда; и на рынке цена складывается под воздействием спроса и предложения) Именно товарно-денежные отношения лежат в основе всех стоимостных категорий, перечисленных выше. Другими словами, стоимостные категории (цена, стоимость, деньги) являются выразителем товарно-денежных отношений. Там, где есть натуральные отношения – нет финансов.

необходимо получать доход), и в-третьих, необходимость материальной заинтересованности, стимулирования снижения общественно необходимых затрат труда.

Возникновение государства и возникновение финансовых отношений исторически отмечают как одновременный процесс. Государству объективно необходима система денежных отношений, с помощью которых оно может выполнять свои функции.

 

– это единая политико-правовая организация общества, которая распространяет свою власть на население в пределах территории, издает свои законы, имеет специальный аппарат управления (не только управления, но и принуждения) и обладает суверенитетом.

С экономической точки зрения нас интересует роль государства в экономике, в экономическом развитии и в основе государственного регулирования лежат различные теоретические посылы, причем государственное регулирование в условиях рыночных и административно-командных системах абсолютно разное.

.

Государство призвано:

Решить проблемы несовершенства рынка (социальная несправедливость)

Обеспечить справедливое распределение и перераспределение доходов

Обеспечить макроэкономическую стабильность

исключен из доступа к каким-либо благам), всегда совместное потребление этих благ.

Базовые функции государства:

Обеспечение макроэкономической стабильности и экономического роста

Обеспечение национальной обороны

Управление государством, повышение качества государственного управления

Ликвидация всех чрезвычайных ситуаций

Охрана правопорядка

Социальная защита и т.д.

 

 

Предмет науки о финансах. Методология и методы исследования финансовых дисциплин.

 

Финансовая наука изучает денежные отношения, которые возникают в распределительном процессе, связанные с формированием фондов финансовых ресурсов, как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Эти денежные отношения играют важную роль в воспроизводственном процессе, в решении различных социально-экономических задач.

Предметом изучения нашей дисциплины является изучение сущности и функций финансов как экономической категории, роли финансов в воспроизводственном процессе, в изучение сфер и звеньев финансовой системы, в изучении институциональных подходов и функциональных аспектов в управлении финансами. Кроме этого необходимо изучить понятие финансовой политики, финансового механизма, исторические этапы развития и современное состояние.

Методология – это учение о принципах построения, формах и способах познания. Именно с помощью методологии можно проследить взаимосвязь между теорией и реальностью. Метод – это уже конкретная реализация достижения цели с помощью определенного инструментария.

 

 

Тема: «Сущность и функции финансов»

Сущность финансов как экономической категории. Экономические границы финансовых отношений.

Дискуссионные вопросы сущности финансах.

Функции финансов. Распределительная и контрольная функции.

Роль финансов в воспроизводственном процессе (самостоятельное изучение)

 

Сущность финансов как экономической категории. Экономические границы финансовых отношений.

 

раз и на всегда заданы.

Характеризуя финансовые отношения, выделим специфические черты по мере их значимости:

Финансы всегда носят денежный характер, то есть там, где есть натуральные отношения – нет финансовых отношений. Но понятие «денежные отношения» — это более широкое понятие, поскольку денежные отношения выражают и сами деньги, и цена, и кредит, и оплата по труду, и финансы.

.

). С помощью финансовых отношений ничего не производится.

Финансовые отношения отражают движение стоимости, причем односторонней. Пример: налоги.

кредитных).

ресурсов. То есть именно финансовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. Финансовые отношения рассчитать нельзя, а финансовые ресурсы – можно.

Обязательным условием формирования финансовых ресурсов является их высвобождение из хозяйственного оборота. Это значит, что мы можем эти ресурсы количественно и качественно определить, то есть рассчитать.

Финансовые ресурсы не могут существовать вне отношений собственности, то есть они находятся в собственности субъектов, которые могут распоряжаться финансовыми ресурсами. Более того, собственник может меняться.

 

понимаются денежные доходы, накопления, поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работников, удовлетворение различных общественных потребностей.

   Подразделяются на:

Централизованные (уровень государства)

Децентрализованные

 

финансовых ресурсов, на уровне коммерческих организаций, является выручка от реализации продукции, работ, услуг, а на уровне некоммерческих организация это могут быть различные взносы учредителей, доходы от предпринимательской деятельности, бюджетные средства и другие источники.

 

оцессе распределения.

финансовых ресурсов относятся:

На уровне коммерческих организаций – собственные финансовые ресурсы: прибыль, амортизационные отчисления.

финансовых ресурсов относятся доходы бюджетов всех уровней, а именно: налоговые (НДС, акцизы, имущественные налоги и т.д.), неналоговые (таможенные платежи, доходы от реализации государственной собственности и т.д.).

 

Факторы и резервы роста финансовых ресурсов.

Первым главным фактором, который влияет на объем финансовых ресурсов – это их источник. Чем больше стоимость ВВП, выручки от реализации, тем больше формируется финансовых ресурсов.

 

Сущность категории, ее содержание, может быть отражено в ее определении, в данном случае – в определении финансов. Единого определения во всех учебниках нет. В определении обязательно должно прозвучать, что:

.

Распределительный характер и выделить объект распределения. (Объект и источник совпадают).

Подчеркнуть, что происходит в ходе распределения: формируются и используются финансовые ресурсы.

Для чего все это нужно? С какой целью происходит это распределение?

 

 

 

 

 

Определения финансов:

 

– это денежные отношения, с помощью которых происходит распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и части национального богатства и стоимости ВВП путем формирования и использования финансовых ресурсов с целью удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства, потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения (или каждого члена общества).

 

 

Из всей совокупности денежных отношений к финансовым отношениям мы относим следующие группы:

Денежные отношения, которые складываются на уровне хозяйствующих субъектов (децентрализованные)

по поводу формирования и использования собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизации);

по поводу взаимоотношений хозяйствующих субъектов с работниками предприятий при выплате заработной платы, премий, компенсационных выплат;

по поводу формирования и использования совместных доходов с другими предприятиями (формирование выручки от реализации – не финансовые отношения, а акт купли-продажи)

Отношения между хозяйствующими субъектами и бюджетной системой

по поводу уплаты налогов в бюджет;

по поводу перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

Между населением (домашними хозяйствами) и финансово-кредитной системой по поводу системы налогов населения (население вносит налоги в бюджет)

Денежные отношения, связанные с государственными и муниципальными заимствованиями, когда государство является заемщиком, гарантом (потому что государство гарантирует возврат ценных бумаг и гарантирует по ним доходность) и кредитором, заёмщиком и юридических и физических лиц путем размещения государственных и муниципальных ценных бумаг для решения своих государственных проблем.

 

 

 

 

 

Дискуссионные вопросы сущности финансах

 

До сегодняшнего дня имеет место в различных учебниках, монографиях дискуссионные вопросы по сущности, функциям финансов, по сферам и звеньям финансовой системы, и для этого есть определенные предпосылки, которые сводятся к следующему:

Это сложность понимания и исследования различных экономических отношений, выделение сущности экономических категорий. Этот процесс бесконечен, потому что развивается и экономическая, и финансовая наука.

В советской финансовой науке вопросам теории финансов уделялось очень большое внимание. Было выпущено очень много фундаментальных монографий по сущности финансов, сформировались различные школы и, соответственно, были различные дискуссии. В девяностые годы, при переходе к рыночным отношениям, был сделан определенный шаг назад в развитии теоретических аспектов, а был сделан шаг в сторону практического использования финансовых отношений и построения новой финансовой системы – рыночно ориентированной. На сегодняшний день намечается оживление в развитии теоретических положений современной финансовой науки, но все равно имеются различные точки зрения.

В советской финансовой науке прошли определенные этапы развития точек зрения на сущность финансов. Укрупненно можно выделить 20е-30е годы.

В 20е-30е годы и в учебниках, и в энциклопедии, финансы трактовались как субъективная, надстроечная категория. «Финансы – это денежные средства».

Затем, в 40е годы Дьяченко впервые обосновал то, что финансы – это экономическая категория, что финансы носят распределительный характер. Но, в этот же период, идет другая дискуссия: зачастую финансы отожествляются с понятием деньги.

.

 

Вторая группа дискуссионных вопросов: дискуссия об экономических границах финансовых отношений, то есть финансы рассматриваются в экономической литературе в широком смысле слова и в узком смысле.

В широком смысле – это когда в понятие финансов включается и понятие кредита; а в узком – это когда финансы и кредит рассматриваются как две самостоятельные экономические категории, имеющие свои специфические черты.

надо признать, что на практике эти отношения очень тесно переплетаются, особенно в реализации денежно-кредитной, финансово-бюджетной и налоговой политике.

 

о, что она тесная, признают все) Дискуссия состоит только в том, что в определении финансов некоторых учебниках вводится принцип императивности.

 

Дискуссии по поводу функций финансов.

инимум – 2; максимум – 6-8)

, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Все остальное – это роль.

 

 

 

 

Тема: «Функции финансов».

 

является основной, отражающей сущность и содержание финансов. Рассматривая, механизм распределения, выделим следующие аспекты:

Определим объект распределения

Определим субъекты распределительного процесса, кто участвует в этом процессе и кто в процессе распределения получается финансовые ресурсы или определенные доходы.

процесса.

Межотраслевое и межтерриториальное распределение в современных условиях (рыночных).

 

выступает стоимость ВВП и часть национального богатства. Объект распределения рассматриваем с двух позиций:

 

Валовой общественный продукт. В экономической теории рассматривается как экономическая категория, выражающая экономические отношения и в процессе распределения включает определенные составные части.

Совокупный общественный продукт равен:

C+V+M

-потребленные средства производства и предметы труда (фонд возмещения)

-вновь созданная стоимость или национальный доход, который распадается на два фонда:

-необходимый продукт (на воспроизводство рабочей силы)

-прибавочный продукт

 

.

 

мы найдём раздел, который касается механизма формирования ВВП, ВНП, чистого национального дохода, чистого внутреннего продукта, валового сбережения, конечной продукции и т. д.

 

По системе национальных счётов различаются два типа производства:

 

Рыночная (в условиях рынка создаётся стоимость ВВП в реальном секторе

..)

(предоставляются определенные услуги бесплатно)

А институциональный сектор-это совокупность институциональных единиц. Поэтому для статистического учета выделяется сектора:

институциональные единицы, которые являются производителями товаров и работ).

Финансовые корпорации

Сектор государственного управления (функции органов государственного управления)

Сектор некоммерческих организаций

Сектор домашних хозяйств, которые потребляют работы и услуги, но д/х могут выступать как ИП

Остальной мир

 

кто участвует в распределительном процессе и кто получает доходы (государство, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты всех форм собственности и домашние хозяйства, население). Ключевые моменты:

 

Первичное распределение стоимости общественного продукта связано с формированием первичных доходов и финансовых ресурсов у участников распределительного процесса. Осуществляется в реальном секторе экономики и на уровне хозяйствующих субъектов.

C+V+M

ресурсы.

-оплата по труду (основная заработная плата, премии, проценты, дивиденды). Оплата по труду-не финансовый ресурс, а источник финансовых ресурсов.

опасные профессии).

 

Первичного распределения недостаточно.

Объективными предпосылками перераспределения являются:

Необходимость со стороны государства ликвидации определенных диспропорций экономики

Борьбы с кризисными явлениями

Необходимости создания страховых и резервных фондов

, образование, наука)

Содержать органы власти и управления

Осуществлять внешнеэкономическую деятельность

 

 

 

Вторичное распределение (перераспределение)

 

C+V+M

, потому что это собственный

финансовый ресурс)

-оплата по труду (перераспределяется через налоги; через систему негосударственных пенсионных фондов; добровольное медицинское страхование; добровольное имущественное и личное страхование; Приобретение государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг; участие в лотерее)

-прибыль (по тем же направлениям, что и оплата по труду)

 

Межотраслевое перераспределение на сегодняшний день связано с рыночными отношениями, поскольку в плановой экономике оно было несколько иным и было связано с административно-командной системой управления и вертикальной системой управления, где первичным звеном являлись государственные предприятия, над ними были, как вышестоящие организации, отраслевые главки, а над ними отраслевые министерства.

На смену вертикальным связям пришли горизонтальные, путём добровольного объединения финансовых ресурсов путём формирования холдингов, различного рода ассоциаций, объединений. И отраслевой аспект гораздо сузился, существенно сократилось количество министерств.

 

может быть недостаточно по разным причинам:

Объективная, то есть различие в социально-экономическом развитии

Различие в географическом положении

особенности

 

Для ликвидации территориальной диспропорции используется система межбюджетного регулирования (дотации, субсидии).

 

 

Контрольная функция финансов.

 

Контрольная функция финансов связана с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме и обладающая свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его стадии.

Благодаря этому свойству финансы способны постоянно сигнализировать о том, как складываются пропорции распределяемого валового общественного продукта. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

, а в тесном единстве с распределительной функцией. Одновременное действие обеих функций позволяет полностью проявиться экономической сущности финансов.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. На практике контрольная функция финансов проявляется через организацию государственного финансового контроля.

-система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

 

Уровни:

-осуществление надзора за нижестоящими министерствами и ведомствами по поводу соблюдения указов президента, подписанных президентом. Туда входят:

1)Президент;

2)Администрация президента;

3)Главное контрольное управление при администрации президента России.

 

верхняя палата)-утверждает проект;

нижняя палата)-рассматривает проект бюджета;

палата-внешний государственный финансовый контроль:

по отношению к исполнительному органу;

также осуществляет проверки и ревизии по поводу целевого эффективного расхода бюджетных средств;

расходование бюджетных средств;

последующий контроль, когда расходы совершены и производится анализ.

 

:

Председатель правительства;

Кабинет министров;

Министерство финансов:

Федеральное казначейство-орган предварительного и оперативного контроля;

Федеральная налоговая служба-мобилизация доходных источников в бюджет, камеральная проверка, выездная проверка;

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;

Федеральная таможенная служба.

 

 

Проблемы организации ГФК:

 

Отсутствие единой нормативно-правовой базы:

Принятие единого федерального закона о государственном и муниципальном финансовом контроле

Усилить взаимодействие внешних и внутренних органов ГФК:

Создание системы взаимодействующих органов;

Запретить проведение каких-либо ревизий или проверок в одной и той же организации одновременно несколькими органами ГФК

единых требований и правил к организации и проведению контрольных мероприятий:

Унифицировать регламенты и стандарты деятельности контрольных органов, предполагающих создание единой системы стандартов ГФК;

Внедрить комплексную стандартизацию ГФК

Неэффективное расходование государственных средств:

Повсеместно внедрить аудит эффективности государственных расходов

единая методика определения эффективности расходования бюджетных средств:

Критерии эффективного и неэффективного использования бюджетных средств;

Ответственность за их неэффективное использование

за нарушение бюджетного законодательства:

Обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, недостатков и их последствий;

Усовершенствовать классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля

Низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведённых ревизий и проверок:

Повысить ответственность должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов;

Установить правовые нормы, закрепляющие механизм возврата бюджетных средств и ответственность должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.д.

 

 

 

Тема: «Понятие финансовой системы» (По Ивановой)

 

совокупность, которая осуществляет управление финансами.

 

Мы будем рассматривать финансовую систему с двух позиций:

система распределительных денежных отношений, имеющих специфическое Назначение и проявляющихся в формировании фондов финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение потребностей и интересов государства, хозяйствующих субъектов, населения. Другими словами, финансовая система-это более углубленное развитие и понимание категории финансов, и поэтому все те специфические черты финансовых отношений, которые мы рассматривали, полностью относятся к каждой сфере и к каждому звену финансовой системы.

.

 

рыночной.

 

:

предприятий, организаций, объединений и отраслей народного хозяйства.

Вторая сфера-обще-государственные финансы (государственный бюджет СССР: государственный бюджет социального страхования; государственный кредит и государственный долг; государственное имущественное и личное страхование)

 

 

Что же изменилось в финансовой системе при переходе к рыночной экономике.

 

Трансформационные изменения при переходе к рынку:

Качественные изменения претерпели финансы предприятий и принципы их организаций. В результате процесса демонополизации, в результате процесса приватизации была «разбита» общенародная собственность на средства производства и был осуществлен переход к многообразию форм собственности.

финансов произошли следующие изменения: понятие общегосударственные финансы заменено на государственные и муниципальные финансы (общественные финансы, но не общенародные).

В системе государственных и муниципальных финансов существенные изменения перетерпели бюджетные отношения (ушло в небытие понятие единый государственный бюджет, который в советское время ассоциировался с понятием бюджетная система и формировался этот бюджет по принципу «матрешки», то есть нижестоящие бюджеты входили в состав вышестоящих).

и принцип самостоятельности бюджета стал одним из основных принципов, но при реализации принципа единства бюджетной системы.

и муниципальных финансах-это внебюджетные фонды. В системе государственных и муниципальных финансов пришло понятие государственный кредит и государственный долг, то есть эта система стала более разветвленной с понятием рынка государственных ценных бумаг.

страховой рынок, то, чего не могло быть в плановой экономике.

При переходе к рынку и сформировался финансовый рынок, основной составляющей которого является рынок ценных бумаг (фондовый рынок).

 

Эти изменения привели к тому, что в экономической литературе совершенно по-разному стала трактоваться структура финансовой системы и до настоящего времени имеют место дискуссионные вопросы.

2. Финансы некоммерческих организаций 

 

В некоторых учебниках именно к этой сфере относят и так называемых коммерческих посредников, то есть коммерческие банки, страховые организации и участников рынка ценных бумаг. 

очень сложно, они тесно переплетены, однако имеют свои цели и задачи, свои органы управления и т.д. 

и муниципальные кредит и государственный и муниципальный долг

 

3. Страхование ответственности 

 

2. Рынок корпоративных ценных бумаг 

на макроуровне) и децентрализованные(коммерческом) финансы.

 

 

 

Характеристика сфер и звеньев финансовой системы. Их взаимосвязь.

 

Каждую сферу и каждое звено финансовой системы мы будем рассматривать с 3-х позиций:

 

Экономическое содержание и особенности каждой сферы

Органы управления каждой сферы или звена

В обобщенном виде определим проблемы, которые стоят и решаются

 

Первая сфера, которую мы выделили в структуре финансовой системы, это финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

сущность. Это сфера-основа финансовой системы, поскольку именно здесь конкретно на коммерческих предприятиях, реального сектора экономики создаётся и формируется стоимость валового общественного продукта и формируются первичные доходы и финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются.

удовлетворения потребностей самих предприятий и организаций, их работников и государства.

 

Содержание финансов хозяйствующих субъектов обычно характеризуется через определение групп денежных (финансовых) отношений:

 

с формированием и использованием денежных доходов, накоплений, выраженных в понятии финансовых ресурсов. (Процесс формирования прибыли, амортизации)

Это отношение между различными хозяйствующими субъектами и эти отношения могут быть связаны с холдингами, с объединениями. Достаточно широкая группа денежных отношений связана с отношениями между хозяйствующими субъектами и их работниками по поводу оплаты по труду в различных формах, основной заработной платы, компенсационных выплатах, процентов и дивидендов по ценным бумагам.

 

фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного

 

С точки зрения организационно-управленческого аспекта необходимо выделить особенности, которые влияют на содержание финансовых отношений в данной сфере. Выделим две особенности:

 

Формы собственности и организационно-правовые формы хозяйства.

Выделение отраслевых особенностей функционирования хозяйствующих субъектов.

Организационно-правовые формы хозяйствования. По формам собственности:

-частная

-государственная и муниципальная

-иные формы собственности

 

Опираться надо на гражданский кодекс, который четко выделяет все организационно-правовые формы собственности. И по ГК у нас выделяются:

-ИП

-Юридические лица

 

Звенья это сферы включают финансы:

Коммерческих организаций

Некоммерческих организаций

 

Все юридические лица по ГК делятся:

коммерческие (извлечение прибыли)

некоммерческие (не ставят целью извлечения прибыли, но могут получать прибыль и у них возникают отношения с финансово-кредитной системой)

 

В коммерческих организациях в реальном секторе экономики создаётся валовой внутренний продукт. И именно коммерческие организации являются основой финансовой системы. И в ГК четко определено, что к коммерческим организациям относятся различного рода:

 

товарищества (полные или товарищества на вере),

, закрытые, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью)

кооперативы-уставный капитал за счёт вкладов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые могут осуществлять свою деятельность на основе хозяйственного ведения или на основе оперативного управления (федеральные казенные предприятия)

 

Во многих учебниках обращается внимание на трансформацию и принципов организаций коммерческих организаций.

 

При переходе к рынку:

Принцип коммерческого расчета

на бюджетные средства

 

В различных учебниках выделяют принципы:

экономической эффективности

принцип финансового контроля, внутренний аудит

принцип материальной заинтересованности

принцип материальной ответственности

принцип создания финансовых резервов

 

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли. И в этом звене выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, различных фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, союзов, организаций, государственных корпораций и есть закон о некоммерческих организациях, который полностью регламентирует их деятельность.

 

Когда говорят о Государственных и муниципальных учреждениях, то имеют в виду учреждения социальной сферы, которые решают задачи социальной политики и государственные и муниципальные учреждения связаны с реструктуризацией бюджетного сектора и созданием 3-х типов бюджетных учреждений:

Новые бюджетные учреждения

Автономные бюджетные учреждения

Казенные бюджетные учреждения

 

Отраслевые особенности также влияют на организацию финансов хозяйствующих субъектов.

финансовый менеджмент.

политика в области создания финансовых резервов.

 

Финансовые проблемы:

 

Проблема, связанная с финансовым планированием на предприятии. В плановой экономике это планирование было в обязательном порядке. При переходе к рынку очень многие предприятия отказались от Финансового планирования и потерпели серьезное фиаско.

На сегодняшний день практически все предприятия перешли к прогрессивной форме планирования-бюджетирования.

 

Проблема, связанная с укреплением финансовой устойчивости. Методики, анализы, мониторинги инструментарий финансового менеджмента.

заинтересованы как модно меньше доходов иметь в бюджете, а государство-больше.

Проблема малых и средних предприятий и корпоративного сектора. Есть целый ряд государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Повышение инвестиционной инновационной активности предприятия, а это связано и с источниками инвестиций, и с формированием разработок инвестиционных планов.

 

 

 

 

Государственные и муниципальные финансы

 

Государственные и муниципальные финансы это вторая ключевая сфера финансовой системы, поскольку именно через эту сферу осуществляется значительное перераспределение стоимость общественного продукта, национального дохода.

В огромной совокупности финансовых отношений характерным для любой страны есть сфера, которая обусловлена функционированием органов государственной власти и местного самоуправления и объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам власти необходимы финансовые ресурсы для осуществления их деятельности и выполнения различных функций: экономических, социальных.

государственной власти не означает, что оно полностью исключается из системы управления страной.

По экономической сущности государственные и муниципальные финансы представляют собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и части национального богатства с целью формирования финансовых ресурсов у субъектов публичной власти и их использование на регулирование экономики, финансирование социальной сферы, национальной обороны, национальной безопасности, и других расходных обязательств публично-правовых образований.

представленная различными финансовыми отношениями, поэтому в их составе также выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции и имеет свое специфическое назначение.

В систему государственных и муниципальных финансов входят:

Бюджет и бюджетная система

Внебюджетные фонды

Государственный кредит и государственный долг

государственных и муниципальных финансов влияет целый ряд факторов:

Форма государственного устройства

Федерализм – это основополагающий принцип государственного устройства, выражающийся в сложном характере организации населения, территорий, власти, и предполагающий наличие самостоятельных субъектов политико-властной деятельности в составе единого государства. То есть другими словами, федерация – это форма государственного устройства, которая состоит из образований, которые обладают определенной политической и юридической самостоятельностью.

Под бюджетным федерализмом понимаются отношения, складывающиеся между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации и местного самоуправления по перераспределению финансовых ресурсов на основе реализации принципов централизации и децентрализации, проведения научно обоснованной бюджетной политики, разграничение расходных и доходных полномочий при достижении компромисса интересов федерации, субъектов федерации и местных органов власти, а также строгой самостоятельности бюджетов различных уровней.

   Ключевыми положениями этого определения являются:

между федераций, субъектами РФ и между органами местного самоуправления по поводу разграничений полномочий (доходов, расходов)

Бюджетный федерализм предполагает всегда наличие трехзвенной бюджетной системы

Предполагает компромисс (или сочетание) интересов, но полного сочетания в природе быть не может

Бюджетный федерализм нацелен на обеспечение целостности государства при соблюдении принципа самостоятельности

на научно-техническую, инновационную деятельность. Из-за этого может быть и особые условия налогообложения и так далее.

 

Бюджетные отношения – это важнейшая составная часть финансовых отношений, но вместе с тем эти отношения имеют свою специфику, свои особенности и это те отношения, которые складываются между государством и юридическими, и физическими лицами по поводу формирования финансовых ресурсов на уровне государства и их использования.

Специфика бюджетных отношений:

характер и связаны со стоимость стоимости валового общественного продукта и частью национального богатства. Перераспределение первично созданных доходов.

организует.

Бюджетные отношения носят централизованный характер. То есть они концентрируются, централизуются в бюджетном фонде.

Бюджетные отношения проявляются, материализуются через формирование и использование бюджетного фонда или бюджета государства.

Бюджет государства рассматривается с различных точек зрения:

С точки зрения бюджета, как экономической категории.

обосновал позицию, что бюджет – это важнейшая экономическая категория, которой присущи те же черты, что и финансам в целом, но эта категория имеет свои особенности.

Как экономическая категория, бюджет государства – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства по поводу формирования и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства и его использования (и на развитие экономики, и на социальные сферы, и на обороноспособность страны и т.д.)

Функция – распределительная и контрольная. Роль бюджета достаточно велика в обеспечении макроэкономической стабильности, решении социальных задач, решение инвестиционных программ, решение социального обеспечения населения и так далее.

Вторая важнейшая составная составляющая бюджета это то, что бюджет представляет собой финансовый план, фонд финансовых ресурсов, то есть имеет количественную и качественную характеристики. Иногда его еще называют баланс доходов и расходов государства. Поэтому он может быть или сбалансированным, или несбалансированным (дефицит, профицит).

Бюджет – это правовая категория, это закон.

 

бюджет мы рассматриваем всегда с трех сторон как экономическую категорию, фонд финансовых ресурсов и как правовую категорию.

 

Бюджетная система.

Экономическое содержание и структура бюджетной системы определены в бюджетном кодексе (статья 6).

совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, бюджетов государственных местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

устройстве — в федеративных государствах, к которому относится Россия, всегда действуют трехуровневая бюджетная система. Третий момент: регулируется законодательством – все бюджетные правоотношения регулируются бюджетным кодексом.

Современная структура бюджетной системы существенно отличается от той, которая функционировала в рамках Советского Союза, и даже от той, которая сформировалась в первые годы становления Российской Федерации.

В рамках Советского Союза бюджетная система формировалась в соответствии с принятыми конституциями и другими законодательным актами. Первая конституция была принята в 1918 году, а затем была принята в 1924 году, когда уже в 1922 году сформировался союз советских республик.

То есть бюджетная система соответствовала административно-территориальному делению Советского Союза, закрепленного конституцией.

Единый государственный бюджет и бюджетная система строился по принципу матрешки, то есть один нижестоящий бюджет входил в состав другого.

принят закон об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР и в соответствии с этим законом был определен состав звеньев бюджетной системы и были выделены 3 уровня:

Республиканский бюджет РСФСР

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Местные бюджеты

В тот период еще не были выделены внебюджетные фонды, поскольку они еще не функционировали на практике. Поэтому в российских условиях первый этап становления бюджетной системы можно характеризовать как этап с 91го года по 2000й год. Именно с 91го года происходят изменения в государственном устройстве РФ. Формируются новые институты власти и управления, формируются новые организационные структуры, в том числе в финансовой сфере и в 1993 году с принятием конституции 93го года все республики, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург становятся равноправными субъектами РФ (раньше они относились к местным бюджетам). Образовалось 89 субъектов РФ.

В соответствии с этой конституцией и была разграничена государственная и муниципальная собственность, власть. В систему государственной власти не вошли местные органы, они трансформировались в систему местного самоуправления и поэтому местный уровень (или уровень местного самоуправления) стал начинаться с муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений. Были приняты в то время 2 закона:

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (1995 год)

Закон о финансовых основах местного самоуправления (1997 год)

, то есть формировалась только расходная часть бюджета.

В истории развития бюджетной системы важное место занимает принятие в 2000м году бюджетного кодекса, который закрепил новую структуру бюджетной системы, и это можно считать вторым этапом развития бюджетной системы в РФ. Кроме этого, в этот период формируется и государственные внебюджетные фонды. В это же период меняются и расширяются принципы организации бюджетной системы. На сегодняшний день 13 принципов организации бюджетной системы.

голода, недофинансирования, поэтому в 2002 году принимается программа развития бюджетного федерализма РФ, которая предполагает и проведение полномасштабной реформы местного самоуправления. И принимается новый закон номер 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», но он объединяет в себе предыдущие два закона и определяет упорядочение новой системы местного самоуправления, предметы видения и с 2006го года начинается реализация муниципальной реформы. До 2009го года определяется переходный период, а уже в 2009м году уже считается, что эта реформа была завершена.

В 2014м году тоже произошли изменения, которые повлияли на структуру бюджетной системы и в связи с этим в последней редакции бюджетного кодекса. Статья 10 глава 3 «бюджетная система РФ» дана последняя, современная структура бюджетной системы, которая включает:

 

1 Уровень. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2 Уровень. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (к ним в основном относятся бюджет фонда обязательного медицинского страхования …)

бюджеты внутригородских районов

 

и они характеризуют методологию построения бюджетной системы.

   Принципы:

различных уровней едина)

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

Принцип самостоятельности бюджета (нет «матрешки», один бюджет не входит в состав другого, а выделяются уровни)

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований (все органы государственной власти и управления имеют одинаковые бюджетные права в рамках своей компетенции и полномочий)

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Принцип сбалансированности бюджетов (даже если есть дефицит – должны быть источники его покрытия)

Принцип эффективности использования бюджетных средств

Принцип общего покрытия расходов бюджета (бюджет представляет собой баланс доходов и расходов, общая сумма доходов должна пойти на расходы)

Принцип прозрачности, открытости

Принцип достоверности бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип подведомственности расходов бюджета

Принцип единства кассы

 

 

Управление бюджетной системой

В Федеративном государстве Российская Федерация уровни:

Президентский уровень.

Президент ежегодно выступает с посланиями федеральному собранию (раньше оно называлось бюджетное послание, сейчас это послание федеральному собранию, в котором определяются и политические задачи, и задачи социально-экономического развития на перспективу, и выделяется бюджетная составляющая, приоритеты, которые необходимо выстроить и так далее)

Администрация президента. Контрольное управление президента. Экспертное управление президента.

Структура представительных (законодательных) органов власти и управления. Согласно конституции, на федеральном уровне это Федеральное Собрание в лице нижней палаты государственной думы и верхней палаты Совета Федераций. Совет федерации может быть распущен, руководитель – Матвиенко, еще называют «палатой регионов», потому что ее представители в основном представители регионов и совет федерации законы одобряет или отклоняет.

 

как на проект федерального бюджета, так и заключения в исполнении федерального бюджета за предыдущий период, и заключения на закон об исполнении федерального бюджета.

Представительные органы власти и управления на уровне субъекта федерации представлены законодательным собранием, а на местном уровне это дума, которая может принимать различные правовые акты, касающиеся деятельности различных муниципальных образований.

3 уровень органов управления – исполнительные органы власти и управления. На федеральном уровне есть закон о правительстве РФ, где определены полномочия правительства (и в конституции тоже).

Государственная дума не составляет ничего, а только утверждает.

 

в том числе). Административная реформа пронизала практически все другие реформы, такие как реформа федеративных отношений и местного самоуправления, реформа государственной службы, бюджетная реформа.

)

-правовые формы:

деятельность (то есть разрабатывают закон)

функции

Федеральные агентства, которые отвечают за доведение государственных услуг до населения и осуществляют управление государственным имуществом, но при этом не выполняют контрольно-надзорные функции.

Все эти три организационные формы могут подчиняться непосредственно президенту, и всем силовым министерствами (министерство внутренних дел, по ЧС, служба внешней разведке и так далее)

   Контроль над федеральными министерствами могут осуществлять правительство РФ (здравоохранения, культуры, образования и науки, министерство финансов)

Федеральные агентства тоже напрямую могут подчиняться правительству РФ.

 

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства финансов РФ на 2014 и плановый 2015 и 2017 годы

аспечатать основные цели, задачи, функции).

Функции:

(нормативно-правовое регулирование),

правоприменительные (непосредственное администрирование и управление, в том числе разработка проекта федерального бюджета, управление государственным долгом, налоговое администрирование, управление резервным фондом и фондом национального благосостояния, кассовое обслуживание исполнения бюджеты бюджетной системы и другие)

(контроль и надзор за исполнением бюджетного законодательства и законах о налогах и сборах)

докладе на 2015-2017 год дан перечень федеральных служб без их изменения в 2016 году.

составе и количества федеральных служб:

1) Федеральная налоговая служба. Эта служба пришла на смену министерству по налогам и сборам, которое раньше было самостоятельным и не входило в состав министерства финансов.

потом была упразднена и федеральная служба по финансовым рынкам и с 2013 года мега-регулятором отношений в области страхования и финансовых рынков является Центральный Банк. На сегодняшний день федеральной службы страхового надзора в системе финансов нет.

с которым эта служба была упразднена, а правопреемниками этой службы стали федеральное казначейство по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, а по валютному контролю правопреемниками стали федеральная таможенная служба и федеральная налоговая служба.

4) Федеральная служба по финансовому мониторингу. С 2007 года эта служба вышла из состава министерства финансов и стала подчиняться правительству РФ, а с 2012 года (тоже был указ президента) эта служба непосредственно подчиняется президенту РФ.

5) Федеральное казначейство. Приобрело статус службы позже

с 2016 года в состав министерства финансов РФ полностью вошла федеральная таможенная служба и федеральная таможенная служба по регулированию алкогольного рынка. Таким образом, на сегодняшний день в составе 4 службы. Все эти изменения уже нашли свое отражение в следующем докладе.

опубликовал и федеральный закон об особенностях составления и утверждения проектов бюджетной системы в 2016 году.

В 2016 году был опубликован итоговый доклад расширенной коллегии министерства финансов РФ «Об основных направлениях деятельности министерства финансов РФ в 2015 году и задачах органов финансовой системы РФ на 2016 год». Этот доклад опубликован в новом формате. Отличительной особенностью является:

Определена стратегическая карта РФ

Уточнена миссия министерства финансов: способствовать развитию экономики, повышению качества занятости, справедливому распределению национального дохода, обеспечению финансовой стабильности и национальной безопасности через эффективное и бережное управления государственными финансами, развитие и повышение надежности финансовой системы РФ.

Прозвучали ценности министерства финансов: верное служение государству и обществу, профессионализм, открытость и результативность

между заместителями министра финансов.

Дана последняя, современная структура министерства финансов (даны все заместители и все департаменты)

так называемой публичной декларации министерства финансов на 2015 год и в конце доклада дана публичная декларация на 2015 год: по целям, по задачам, по результатам, с приложениями.

на 2017 год. Это и есть сегодняшнее направление финансовой политики государства.

Проблемы в области управления бюджетной системой определены в докладе министерства финансов как долгосрочные цели, ориентиры и в каждом из этих ориентиров свой уровень проблем.

с общей экономической ситуацией.

Обеспечение сбалансированности и устойчивости системы региональных и муниципальных финансов.

Помимо доклада, эти первые две цели отражены также и в государственных программах, за реализацию которых отвечает министерство финансов РФ. Сейчас эти программы звучат так:

Управления государственными финансами и регулирования финансовых рынков

Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами

Каждая из этих программ имеет свои подпрограммы.

Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами. Здесь важна такая информационная составляющая, которая может это обеспечить.

Создание конкурентоспособной налоговой системы и местным таможенных сборов и платежей. 

Министерство финансов отвечает за эффективное функционирование банковской и страховой деятельности, сфер инвестирования и защиты пенсионных направлений. 

Надежное функционирование системы бухгалтерского учёта, аудита, совершенствование финансовой отчётности. 

Управление государственным долгом, государственными активами и международное финансовое сотрудничество. 

 

В системе государственных и муниципальных финансов мы выделила два звена: внебюджетные фонды, государственный долг. 

специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей, общегосударственного или регионального развития. 

фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь и других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. 

В 90-е году наблюдалось большое количество внебюджетных фондов. И таких внебюджетных фондов было достаточно много и по экономическому и по социальному направлению. 

использования. 

, и создание специальных фондов

и местных бюджетов.

На сегодняшний день мы говорим о наличии трёх государственных внебюджетных фондов социального назначения: пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования; а к территориальным фондам относятся: территориальный фонд обязательного медицинского страхования (фонд занятости до 2000г). 

получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов и прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. 

с поступлением трансфертов из других звеньев. 

 

Поэтому первая часть формируется за счёт страховых взносов, поступающих от работодателей в разрезе соответствующих видов социального страхования. При недостаточности страховых взносов по данному виду страхования, то есть при дефиците, поступают межбюджетные трансферты из федерального бюджета. 

является основным и предназначен для финансового пенсионного обеспечения. Является самостоятельным финансовым учреждением. Находится в государственной собственности и денежные средства пенсионного фонда не входят в состав бюджета и других фондов, изъятию не подлежат и бюджет этого фонда утверждается федеральным законом одновременно с федеральным бюджетом. Поэтому главными задачам Пенсионного фонда является:

выплата государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;

, а также за выслугу лет, пособии по случаю потери кормильца, компенсационный;

организация и введение индивидуального (персонифицированного) учета стразовых лиц. 

 

Главной проблемой является пенсионная реформа, программа пенсионного фонда была принята в 1998г. И на сегодняшний день пенсионная реформа идёт полным ходом. 

Ведение персонифицированного учёта обусловлено следующим:

с результатами труда каждого застрахованного лица

Обеспечение достоверности сведений о стаде и заработке, определяющих размер пенсий и её начислений 

Создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства 

Развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в пенсионный фонд 

уплатой страховых взносов 

Упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных пенсий

 

внебюджетный фонд, создан в 1992г. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения. Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении. Все имущество находится в федеральной собственности.

фонда, который утверждается федеральным законом, также утверждает отчёт об исполнении, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении утверждаются председателем фонда после их рассмотрения.

 

Поэтому в фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

Региональные отделения, осуществляющие управление средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ 

Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства 

В настоящее время можно говорить о переходе к смешанной системе финансирования-бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование части неработающего населения, а внебюджетные средства-работающих граждан и фонды обязательного медицинского страхования являются некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, среда ива этого фонда не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. 

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выполняет такие функции, как:

выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования 

финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования 

разработка нормативно-методических организаций

возложенные функции:

финансирование обязательного медицинского страхования, которое проводится страховыми медицинскими организациями, у которых есть лицензия 

выравнивание финансовых ресурсов городов, районов части обязательного медицинского страхования 

предоставление кредитов страховщикам при недостатке финансовых ресурсов 

создание финансовых резервов

организация банка данных повсеместно категориям плательщиков по страховым взносам

отношения. 

тому здесь нет строго целевого направления. 

доходы с помощью займа присоединяются к доходам бюджета, а обслуживание государственного долга на расходы. 

, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ и долговым обязательствам, возникающие в результате принятия законодательных актов об отношении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. 

обстоятельствах реструктуризация долговых обязательств, а также установлен предельный объём. 

Таким образом, формируются программы внешних и внутренних заимствований. 

На сегодняшний день имеет особое место государственная долговая политика РФ на 2017-2019гг. Последние такие направления были опубликованы на период 2013-2015гг, после этого был длительный перерыв. В основных направлениях долговой политики даётся динамика объема и структуры государственного долга 2017-2019г, четко перечислены финансовые инструменты и механизмы государственных заимствований, определены макроэкономические механизмы долговой политики. 

структуре-это страхование. Рассматривая дискуссионные вопросы, мы заметили, что в некоторых учебниках страхование не выделяется в отдельную сферу, а некоторые авторы относят страхование.

 

 

 

 

. Рассматривая дискуссионные вопросы, мы заметили, что в некоторых учебниках страхование не выделяется в отдельную сферу, а некоторые авторы относят страхование. 

Особенности данной сферы заключается:

) отношения, обусловленные наличием страхового риска и необходимостью возмещения ущерба, если такая ситуация наступает. 

егда меньше числа участников страхования. 

мобилизующие страховщиком имеют возвратный характер. 

Особенности:

Финансовые отношения это всегда денежные отношения, а страховые могут быть и натуральными. 

Доходы бюджетов различных уровней складываются из налоговых и неналоговый потоплений юридических и физических лиц, а страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба за счёт страховых взносов. 

Функции, которые выделяют страхование это:

-страхование ответственности

Личное страхование предполагает предоставление стразовой защиты гражданам и проверится в случае наступления определенных событий, влияющих на жизнь и здоровье гражданина. 

Объектовом является ответственность по обязательствам, которые возникает при причинении страхователем вреда жизни, здоровья, имущества. 

устанавливается в законе, а добровольное страхование осуществляется на основе договора. 

формироваться страховой рынок, то есть рыночные условия в корне изменили роль страхования. Поэтому страховой рынок является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Как любой рынок, где осуществятся купля-продажа, и формируется цена на особый товар, страховую услугу и эта цена складывается на основе спроса и предложения и подтопку стразовой рынок обеспечивает органичную связь между страховщиком и страхователем. И как любой рынок, стразовой рынок предполагает многообразие форм собственности и хозяйствования т сложную структуру страховых и перестраховочных организаций, осуществляющих стразовую деятельность. И эти организации функционируют как в виде товариществ, акционерных обществ, государственных и муниципальных организаций. И именно они обеспечивают конкурентную среду на страховом рынке.

Поэтому условиям функционирования страхового рынка являются:

Потребность в стразовых услугах и страховщиках, которые способны удовлетворять эти потребности 

Наличие страхового законодательства, разработку различных концепций страхования, признание страхования в качестве важного инструмента управления экономикой 

Наличие высокой страховой культуры населения

 

и федеральная служба страхового надзора была объединена с федеральной службой по финансовым рынка и стала подчиняться правительству РФ. 

, но эти задачи одновременно решаются и министерством финансов.

Особенности деятельности стразовых организаций заключаются:

и они регламентируются актами органов страхового регулирования. Это связано с обоснованностью размера страхового тарифа, с проведением инвестиционной политики, политики перестрахования, создание стразовых резервов. 

как собственных средств, так и полученных страховых премий. 

Высокий удельный вес резервов в структуре финансовых ресурсов страховых организаций. 

 

имущественных

, вносившимися в ГКРФ. 

Поэтому основные задачи на 2017г в области страховой деятельности определены:

Рынок ценных бумаг приравнивается к понятию фондовый рынок.

 

 

Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок)

 

ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и обращением ценных бумаг; поэтому объектом отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги, а субъектами являются государство, предприятия, организации различных форм собственности и граждане.

Говоря о структуре финансового рынка, он включает многие аспекты. Выделяют:

Денежный рынок

Кредитный рынок

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг зачастую приравнивается к понятию «фондовый рынок»

Понятие «фондовые рынок» – это важнейший элемент финансового рынка, представляющий собой совокупность экономических отношений, связанных с перераспределением временно свободных денежных средств и обращение ценных бумаг, а также форм и способов этого обращения.

На рынке ключевым является характеристика самих ценных бумаг как документов, которые отражают имущественные права, отношения займа. На рынке ценных бумаг работают как финансовые, так и кредитные отношения (в основном это акции, облигации, производные ценные бумаги).

:

Первичный.

Продаются и покупаются ценные бумаги новых выпусков, поэтому его развитие тесно связано с приватизацией, разгосударствлением, политикой государства в области государственного долга, структурными преобразованиями в экономике

Вторичный.

и осуществляется перелив капитала из одних отраслей в другие, от одних акционеров внутри отрасли к другим и так далее. То есть происходит формирование определенной структуры экономики.

Сама фондовая биржа – это юридическое лицо, организация, обеспечивающая профессиональным участником рынка условия для торговли ценными бумагами.

Институциональная структура рынка ценных бумаг, которая определяет его участников, а это и эмитенты (юр лица, производящие ценные бумаги), инвесторы, банки, инвестиционные фонды, страховые компании, посредники, брокеры, дилеры и так далее.

это должна быть хорошо развита законодательная база, а также осуществление контроля за операциями с ценными бумагами.

Развитие рынка ценных бумаг должно решать целый ряд важных вопросов, проблем и прежде всего это формирование эффективной структуры экономики, не инфляционное финансирование бюджетного дефицита, это рыночное финансирование инвестиционных программ.

отношений на финансовом рынке.

Первоначально была принята государственная программа регулирования страховых и финансовых рынков и создание международного финансового центра, за которую должно было отвечать министерство финансов РФ, но в связи с указанными ранее изменениями эта программа была упразднена.

В докладе есть раздел «финансовые рынки и имущественные отношения» в 2016 году и даны основные задачи в области финансовых рынков на 2017 год.

 

 

 

Финансовая политика и финансовый механизм

 

Содержание финансовой политики и взаимосвязь финансовых отношений, финансовой политики и финансового механизма

Этапы проведения финансовой политики: преемственность и взаимосвязь

Современные задачи финансовой политики и финансового механизма в контексте «программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»

 

то есть базисные отношения, то финансовая политика – это надстроечная категория. Поэтому содержание финансовой политики реализуется через сочетание объективных и субъективных факторов, то есть базисных и надстроечных.

по меньшей мере 3 составляющие:

Выработка научно обоснованных концепций развития финансовых отношений.

Здесь важную роль играет научный подход. Выработка концепций связана с тем, что надо четко знать действия экономических законов, четко понимать сущность и содержание финансов, кредита и так далее, нужно четко и правильно проанализировать тенденции экономического развития. То есть этот научный подход реализуется через специальные научно-исследовательские институты, занимающиеся данным вопросом.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

стратегия и тактика. Это направление находит свое реализацию в концептуальных программах.

конечных целей.

Только в единстве этих трех направлений можно характеризовать содержание финансовой политики.

 

финансовой политики:

Обеспечение, формирование максимального объема финансовых ресурсов и рационального, эффективного их использования. *Чем выше будут темпы роста ВВП как источника формирования финансовых ресурсов, тем лучше.

Научный подход с учетом всех достижений финансовой науки

Прогнозные возможности оценки последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении направлений использования финансовых ресурсов и с учетом различных факторов

Учет накопленного отечественного опыта в реализации финансовой политики, а также зарубежного опыта

Учет национальных географических особенностей развития той или иной страны и выбор приоритетов

выработки проведения финансовой политики. Это значит, что все реформы, которые предусматриваются направлениями финансовой политики, должны комплексно пронизывать все сферы и звенья финансовой системы. Нельзя провести модернизацию одной сферы, не затронув при этом другой.

Использование современных информационных технологий, различного статистического и математического аппарата, различных сценарных прогнозов при выработке финансовой политики

 

Классификация финансовой политики по разным признакам.

Финансовая политика может включать очень много составляющих и подразделяется на направления, которые могут выступать самостоятельными политиками. Финансовая политика может включать: бюджетную политику, налоговую политику, политику в области доходов и расходов, социальная политика, инвестиционная политика и так далее.

Финансовая политика может классифицироваться по территориальному признаку: формироваться на общегосударственном уровне, на территориальном (региональная политика), на местном уровне (на уровне местных самообразований).

, среднесрочная и краткосрочная. Например, сейчас есть бюджетный прогноз до 2034 года, на среднесрочную перспективу – 2018-2019 года, краткосрочная закрепляет план на 2017 года.

 

представляет собой совокупность целенаправленных научно обоснованных мер государств в области развития финансовых отношений и управления финансам с целью определения наиболее эффективных направлений использования финансового механизма в реализации программ и задач социально-экономического развития для создания финансовой основы, реализации экономической политики государства.

 

Финансовые отношения: начинаем с определения сущности финансов как экономической категории, выделяя их специфические черты – всегда носят объективный характер. Логически понятия, абстрактные – останутся абстрактными, если не будут реализованы на практике.

Финансовой политике соответствует свой финансовой механизм.

которой будет реализовываться финансовая политика. Включает в себя:

Финансовое планирование, прогнозирование

Управление финансами

Финансовые рычаги и стимулы

Финансовое право

Информационный блок