Фольклор музыка русских композиторов

Фольклор в музыке русских композиторов

  • Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Упомянутые жанры народного творчества принято называть фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде.
    Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке.
    Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере Снегурочка широко использует подлинные народные песни и мелодии.
    Интонации русских былинных напевов звучат в Песне темного леса А. П. Бородина, в опере Садко Н. А. РимскогоКорсакова.
    Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- Жизнь за царя (Иван Сусанин ) и Руслан и Людмила . Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. Жизнь за царя написана на историко- патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера- сказка Руслан и Людмила написана на сюжет одноимнной поэмы А. С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр.
    Чудесная музыка Лебединого озера ( 1876г. ), Спящей красавицы (1889г. ) и Щелкунчика ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения. К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера Русалка ( 1855г. )
    Римский Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. В опере сказка О царе Салтане ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к стилизации под народный жанр.
    Музыкальное творчество русских композиторов XIX века было прочно связано с народным искусством. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов XIX века.
    С раннего детства мы слушаем фрагменты из балетов Лебединое озеро , Щелкунчик , Спящая красавица , пьесы из Детского альбома П. И. Чайковского, Арагонскую хоту М. И. Глинки. В них звучат различные танцы: испанский, неаполитанский, китайский, арабский и другие. Русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях. А иногда композиторы сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий.
    Русские композиторы XIX века выступили как смелые новаторы. Пролагая новые пути для развития русской оперы, балета, симфонической и камерной музыки композиторы обогащали музыкальный язык, обращаясь к фольклору других народов.